вторник, 20 ноября 2012 г.

Дневники деда (август-сентябрь 45г.)

1/8/45 Г. Чита.То, что казалось таким далёким и малореальным - стало явью - и вот мы уже проехали Читу. Вперёд на восток, а душа тянет на запад //вырезано//

4/8/45 Приближаемся к цели нашего путешествия. Из Куйбышева вот повернём на юг в сторону г. Благовещенска, в р-не которого и будем разгружаться.

5/8/45 Наконец-то кончилась наша тряска. Х-ом оказалась маленькая станция "Березовский" Амурской ж/д в 80 км от г. Благовещенска на Амуре, куда мы приехали в 12:00 по местному времени. К вечеру //вырезано//
Здесь все по тыловым законам - живут как крысы в норах и боятся даже слова "война", и хотят себя и нас уговорить в том, что здесь ничего не будет. Но так ли это?

6/8/45 "Благословеный" край, где дрова стоят дороже хлеба, а хлеба вообще нет, а нам ещё завидуют, говорят, что попали в хорошее место, а может это и так? Климат здесь хороший, растёт все, земля-чернозём, но лесов нет.

9/8/45 Всё случилось гораздо раньше, чем мы могли предполагать. Объявлена война Японии, этот момент застал меня в Куйбышеве. Население очень спокойно  - чувствуется уверенность в победе.

10/8/45 Если кто хочет видеть настоящий бардак - так нужно посмотреть на работу тылов 2КА. Всё что здесь творится, можно выразить двумя словами: беспорядок + бюрократы. Япония согласна капитулировать.

11/8/45 Приказано передислоцироваться в Благовещенск. //вырезано//

12/8/45 Дальний Восток меня встретил как следует - и в довершение ко всему я ещё заболел - t 38.8, пришлось слечь.

14/8/45 Третий день лежу. Самочувствие дрянное, несмотря на это пришлось ехать в Благовещенск. Служба. Начальство встретило конечно , как полагается, руганью, ну да от такого дурака как Кондратьев лучшего и ожидать //вырезано//.

15/8/45 Япония приняла безоговорочную капитуляцию. Кончилась ещё одна война, но теперь никто меня не убедит в том, что с этим кончатся и наши мучения. Найдут ещё какую-нибудь "работёнку". Ведь самое ценное - это человек - он бесценный, а раз так, то с ним и не считаются. Пусть одно поколение вынесет на своих плечах сколько-нибудь войн, кому до этого какое дело.

17/8/45 Всё ещё лежу в постели - самочувствие неважное. Слабость. Война продолжается несмотря на капитуляцию - весь мир сошёл с ума. Всё делается "шиворот-навыворот". Из нашего госпиталя сделали КППГ  - шефы осаждают раненых со всякими подарками и цветами. Прямо смешно, не разберешь, госпиталь это или оперетта. А наш "усатенький" - это начальник - совсем //вырезано//

20/8/45 Получил приказ ехать на ту сторону в г. Айгунь. Жаль, что не пришлось пожить в Благовещенске - здесь я неплохо устроился.

22/8/45 Погрузились на берегу и двое суток простояли у пристани в ожидании дальнейших распоряжений. Война кончилась, поэтому решили посылать вперёд только маленькие госпиталя и наш в том числе.
//вырезано//

23/8/45 Наконец-то оторвались от пристани и в 13:00 по дальневосточному времени приехали к пристани Айгунь. Народ грязный, оборванный. Низко кланяются до самой земли и все ходят с красными повязками на рукавах. Жилища их убоги и грязны.

25/8/45 Перебрались на ст. Айгунь, в 12 км  от пристани, в бывший японский военный городок, полусожженный и разграбленный.

26/8/45 Нашлась всем работа - началась трофейная горячка. Трофеев много. Громадные вещевые и продовольственные склады. Всё это бессистемно расхищается и разбазаривается. Десять дней прошло после изгнания японцев, а до сих пор никто не охраняет склады. Всё, что сейчас здесь происходит, напоминает мне 41-й год в миниатюре. Мы взяли для госпиталя вещимушество и немного продовольствия.
//вырвана страница//

31/8/45 Подрывают японские укрепления. Я ездил специально посмотреть, и воочию убедился, что Япония готовилась к войне больше нас. В сопках расположены хорошо замаскированные и бетонированные склады с запасами на несколько лет. Мощные ДОТы, само здание станции Айгунь представляет собой самый настоящий железобетонный ДОТ. Ходят слухи, что этот район займёт 8-я китайская Армия. Кто угодно, только бы не мы! Ходили смотреть китайскую деревню.

1/9/45 Тоска ужасная. Многие части уже уходят из Манчжурии, а нас как будто даже забыли. Если бы не такое большое желание поскорее уехать на Запад и вообще уйти из армии, то этот вынужденный период безделья можно было бы использовать для отдыха. Начальник после того как связался с Золотько, стал больше времени уделять своим делам и меня не беспокоит.

3/9/45 Праздник Победы - это уже второй, но теперь я уже не верю, что последний. Для меня этот день был особенно радостным
//вырезано//
благополучия. Я, конечно, ни от кого не скрыл получение телеграммы, а наоборот, афишировал это. Мне все завидуют, так как я первый на Дальнем Востоке получил письмо. День второй победы отметили очень хорошо: товарищеским ужином для всего личного состава. Весь Айгуньский гарнизон был у нас.
//вырезано//
в г. Суну (Суньхэ), куда я ездил во второй эшелон - уже никого нет. Все уехали обратно в Куйбышев, а нам сейчас предстоит передислокация в Благовещенск - всё это меня крайне тяготит.

8/9/45 Мир во всем мире наступил, а у меня на душе как-то неспокойно. С одной стороны служебные заботы, с другой стороны желание скорее уйти из армии и хоть как-нибудь устроить свою личную жизнь, ведь мне уже скоро 35, хочется немного пожить для себя. Но я знаю
//вырезано//

10/9/45 Скольких трудов стоит перебраться сейчас через Амур - переправа работает плохо - всё решает сила и нахальство. Только к 3 ч ночи ужасно усталые добрались до Благовещенска. Как не верить приметам? Перед отъездом из Айгуна у меня разбилось зеркало - это, говорят, к несчастью - и действительно, по дороге мне  //вырезано//

//вырвана страница//

29/9/45 Уезжает вторая группа демобилизованных, в том числе и мой писарь Сольнев Сергей Прокофьевич, с которым я работал непрерывно за всё время моей работы на хозяйственных должностях. О демобилизации офицерского состава пока ничего не слышно - если дело затянется, буду проситься в отпуск //вырезано//

30/9/45 Настала осень - деревня пожелтела, от этого на душе стало ещё тоскливее. Каждый день, т.е. вернее ночь, мне снится возвращение на Запад, но сны всегда нужно толковать наоборот, значит, останемся мы здесь. Сахалин и Курильские о-ва как будто уже отдают, из Маньчжурии наши войска также //вырезано//

для меня здесь где-нибудь найдётся место - это будет ужасно. Буду тогда проситься в отпуск - поеду за Раечкой. С ней мне будет везде хорошо. Демобилизация офицеров очевидно начнётся не скоро, но если и начнётся, то кто же тогда попадёт под демобилизацию, если я не попаду. Авось счастье мне улыбнётся!

//КОНЕЦ//

Комментариев нет:

Отправить комментарий