пятница, 26 октября 2012 г.

Дневники деда (октябрь 44г.)

Через три года и четыре месяца войны моя бабушка ушла от моего деда.

1/10/44 С большим трудом, но машину Козлова вырвал. Еду в мз. Страупе. Наши все уже там.

3/10/44 Не успел я прибыть на мз. Страупе, как наши уже уезжают. Ночью их бомбили - одна бомба упала во дворе. А жаль - хорошие дома заняли, теперь опять приходится устраиваться на хуторах. До Риги от нас 73 км. Немчура отчаянно сопротивляется. Бои идут круглые сутки.

5/10/44 Предстоит какая-то перемена, наша армия переходит на другой участок как будто бы в р-н Цесиса. Что творится дома - ничего не знаю. Лида почти не пишет. Тёща сообщает, что она поехала работать на какой-то завод возле Белой Церкви. Ясно, что она ушла от меня. Если это так, то я не сделаю никаких попыток к её возвращению. Жаль мне только Алиньку. А может, это только подозрения? Но почему она уехала из Сум?

8/10/44 При помощи десяти машин из авто<..>а перебрались в р-н Яунпилс, южнее шоссе Псков-Рига. Проезжали город Цесис. Прекрасный, уютный городок. Весь цел. Я бы не против в таком городке пожить.

9/10/44 Только одну ночь пришлось здесь переночевать - подали 15 машин и едем дальше. // вырезано //

10/10/44 До Риги 50 км. Это от нас, а передовые части уже на ближних подступах к городу.

11/10/44 Был в р-не Якс<...> - от Риги 20 км. Лозунг дня - "Всё на штурм Риги". Город горит. Ночью полнеба охвачено заревом пожара. // вырезано //

13/10/44 Рига взята. Но увы...в Ригу нас не пускают. Есть приказ, запрещающий въезд в город тыловым частям. Для этого человека, придумавшего такой приказ, я не могу подобрать более подходящего эпитета чем "сволочь" - хотя, возможно, он и прав. Всё же обидно. Столько времени воевать за Ригу и не увидеть её. Каковы дальнейшие перспективы - пока сказать трудно. Куда нас бросят. Я думаю, что возможно 1УА будет той армией, которая пройдет от Москвы до Берлина.

14/10/44 Официально объявлено о взятии Риги.

16/10/44 Первый эшелон уехал на новое место дисколации - южная окраина Риги - Атгазене. Начальник что-то на меня дуется, ей не нравится, что я не дал ей особого размаха в противозаконных операциях - обмен водки и продуктов на бензин - до чего она большая охотница. Дают приказ на передислокацию госпиталя, а бензина - ни грамма. Разве я должен возить всё на себе?

18/10/44 Вон она, красавица Рига - столица советской Латвии. В полдень прибыли в город - левобережную его часть. До вечера часть города мне удалось осмотреть. Особенно красиво в пригороде Атгазене, где мы стоим. Я занял комнату в доме на Атгазенской ул. номер 10. Все дома утопают в садах и зелени. И сейчас осенью на фоне жахлых листьев все очень красиво. Население встречает очень хорошо, но немного нас побаивается. Ничего, привыкнут.

19/10/44 Вчера я получил вечером письмо от Лиды и забыл его прочесть - вспомнил только сегодня, как это ни странно, чувства меня не обманули - Лида пишет, что она окончательно меня оставляет и перешла к Швидкому, и вместе с ним живет на сахзаводе им. 9-го января в Белоцерковском р-не. Признаёт, что это подлость с её стороны - даже Шура - её брат - отказался от неё. Почти 7 лет мы жили вместе. Нельзя сказать, чтобы я был для неё плохим мужем. Я её любил, жалел, и плохого она от меня не видела. Что у меня характер чёрствый - так это верно, но ведь у каждого человека есть свои недостатки. Как я это переживаю? Нельзя сказать, что я совсем спокойно отнесся к этому, и хотя об измене жены я знал давно ещё из писем Швидкого, но пока она мне сама не писала об этом, всё это казалось мне не больше как флиртом - сегодня это для меня стало фактом, и при этом фактом очень тяжелым. От Лиды я отвык давно - это верно, но всё же она была моей законной женой. Больше всего мне конечно жаль моего родного сыночка Алиньку, ему-то уж, бедному, будет в жизни тяжело. Как бы хорошо к нему Швидкий не относился, но это всё до тех пор, пока у них не будет своего второго ребёка - и тогда Алинька испытает на себе всю тяжесть, а ведь он ещё к тому инвалид. Бендое дитя. Чем ты виновато? Действительно Лида, то что ты сделала - это подлость, и ты ещё пожалеешь! Но помни. Назад дороги нет! Написать ли ей письмо. Не знаю, наверное, напишу. Ругать не буду, упрекать тоже, а уж плакать и просить её вернуться ко мне - безусловно не буду. Не знаю, начну ли я жизнь сначала - во всяком случае, не скоро и с трудом. Эх ты, Лида, Лида! Кто ты? Советская женщина или сука? Последнее, наверное, больше.

21/10/44 Только сегодня удалось побывать в центральной части города, посмотрел обелиск Свободы и  несколько центральных улиц. Конечно, город очень красив - даже, пожалуй, не хуже Киева. В основном город уцелел - разрушены только все мосты через р.Западную Двину и квартал, прилегающий к мостам. Кое-какие магазины начали торговлю различными мелочами. Конечно, вещевые и продуктовые магазины не работают - да в них и при немцах ничего не было.

23/10/44 Задержались мы в Риге, фронт ушел далеко вперед, а вместе с ним и базы снабжения. Для меня это хуже. Вчера была демонстрация в городе по случаю приезда Латвийского правительства, но жизнь в городе ещё не налажена. Воды и света нет. Хлеба не дают уже 5-6 дней, но из хуторов идут обозы с продуктами.

25/10/44
Продолжаем пребывать в том же положении. Временно //вырезано//

28/10/44 Впервые за время 10-ти дневного пребывания в Риге был на Рижском взморье. Если бы я был поэтом, то я бы конечно восторгался более возбужденно, а так я могу сказать только, что очень красиво. Прекрасные дачи. Целый дачный город. Белый песок на пляже и море без конца. Жаль, что мы сюда попали в октябре, а не в июле. Представляю, как здесь летом красиво. // вырезано //

31/10/44 Конец октября - время летит быстро, а работа не позволяет скучать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий